Смеситель — менять или ремонтировать?
Давайте для простоты разделим все поломки на три большие группы. Итак, ваш смеситель может:
- забиться грязью
- разболтаться
- собственно сломаться
Чистка аэратора
Чаще всего случается именно первый вариант. Нередко потребитель мучается с настройкой и полагает, что смеситель неисправен, хотя достаточно просто прочистить аэратор.
К слову, об аэраторах мы уже как-то писали. Пользователи крайне редко их чистят, хотя это несложно! Забившийся аэратор может ослабить напор, из-за него становится сложно подобрать нужную температуру. А забитость лейки и аэратора приводит к тому, что при переключении с душа на излив или наоборот температура воды существенно меняется. Хотя подобный эффект вызывают и лейки с большим (не соответствующим смесителю) гидросопротивлением, обычно недорогие многорежимные. Следует также отметить, что грязь может появиться сразу при монтаже смесителя — если мастер не промыл трубы до его установки.
Способов очистки аэратора масса. Есть даже совет использовать средство для чистки туалета Cillit, но он может оставить на хроме тёмные пятна. В случае с аэраторами в смесителях «Варион», все куда проще: сами они пластмассовые, легко моются водой и руками, и к ним не пристаёт ржавчина. Чтобы их открутить, вам не нужен ключ, достаточно рублевой монеты.
Стоит добавить, что чистый смеситель облегчит вам жизнь, но не решит проблем окончательно. Остаются ещё перепады в системе, никак от смесителя не зависящие. Сам смеситель не умеет регулировать температуру, для этого нужен термостат (см. нашу статью про термостат: «Термостаты для России»).
Грязь в резиновых кран-буксах
Да, если у Вас стоят резиновые буксы, то из-за грязи может случиться ещё одна «поломка»: в запорную прокладку впиваются твёрдые частицы грязи (обычно — когда Вы открываете тонкую струйку при очень грязной воде). Частицы застревают между седлом буксы и запорной прокладкой и врезаются в резину, препятствуя полному перекрытию воды. Тогда пользователь затягивает буксу сильнее и сильнее, ещё дальше всаживая грязь в прокладку и раздавливая резину.
Что делать? Если загрязнение не очень сильное, скрутите аэратор и откройте воду полностью. Гидросопротивление уменьшится, вода станет течь быстрее, и частицы вымоются водой. Если это не помогло, выкрутите буксу и почистите прокладку. Если резина очень сильно деформирована, прокладку можно перевернуть.
Менять резинки и другие детали буксы, как правило, нет смысла, поскольку в современных запорных устройствах (Варион использует буксы фирмы Fluhs) ресурс деталей, в том числе и резинок, одинаков, и если что-то износилось, то и всю буксу придётся скоро выкидывать. Проще и дешевле купить новую. Правда, следует быть осторожным, покупая не фирменные вещи. У запорных устройств могут быть разные посадочные размеры и разное количество шлицов на штоке: маховик должен соответствовать буксе. Лучше покупать запчасти у того же производителя, который произвёл сам смеситель.
Плохая сборка
Если какая-либо деталь в смесителе разболталась, то причина с большой вероятностью в плохой сборке. Если открутился излив — в плохой установке: его прикручивают непосредственно при установке смесителя.
Если же сломалась керамическая букса, лучше и не пытаться ее чинить. Собирают их обычно автоматы, керамические пластины покрыты специальной смазкой, и починить её в домашних условиях невозможно. Это же касается и керамического переключателя. Самостоятельно можно только почистить такие вещи (не разбирая!). Также легко можно поменять такие детали как лейку, шланг, излив. Правила такие же: чтобы быть уверенным, что деталь подойдёт, лучше покупать у производителя самого смесителя.
Износ
Если причина поломки — износ, следует смотреть гарантию на отдельные части. Производитель часто хитрит, устанавливая отдельные сроки на разные части (полезно на эту тему прочитать нашу статью о сроках гарантии). Если изношена деталь, у которой гарантийный срок равен сроку гарантии на всё изделие и сроку службы, скорее всего, менять её не имеет смысла. За ней последуют остальные детали, и поэтому выгоднее просто купить новый смеситель.