Права потребителя — Часть 1

Начнём разговор о правах с понятия гарантийного срока.

Вам приходилось слышать от продавцов слова: «Гарантия на этот смеситель — две недели»? Первая мысль, которая должна была прийти вам в голову в следующую секунду — с какой стати? Ведь это абсолютно незаконно: работу с товаром по гарантии часто путают с таким понятием как возврат/обмен качественного товара. Давайте почитаем закон:

Глава 2, ст. 25, п. 1

«Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания».

Глава 2, ст. 25, п. 2

«В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара».

То есть, если товар вам не подошел, вы вправе его обменять или возвратить. Для этого товару необязательно быть неисправным, он просто может не подойти вам по какой-либо из указанных в законе причин. Ни в коем случае эти четырнадцать дней не могут являться гарантийным сроком, на чем часто пытаются настоять продавцы, реализующие дешевый некачественный товар (мол, а что вы хотели за такие деньги?). Специально для таких продавцов в законе есть определение гарантийного срока:

Глава 1, ст. 4, п. 6

«...гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями ... настоящего Закона.»

Продавец может сказать, что недостатков товара нет, но, опять-таки, специально для таких продавцов в законе есть определение недостатка:

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

«...недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию».

И хотя формально производитель может установить любой срок гарантии для своего продукта, закон делает бессмысленным меньший, чем два года, срок гарантии:

Глава 2, ст. 19, п. 1, 2

«Потребитель вправе предъявить ... требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. ...В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. ...Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара».

Глава 2, ст. 19, п. 5

«В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу ... требования, ..., если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».

Идем дальше. Не всегда стоит верить гигантским срокам гарантии, написанным крупно, чаще всего на стикерах рядом с выставленными в магазине образцами:

Глава 2, ст. 19, п. 3

«...Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. ...Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар».

Из этого следует, что можно установить разные гарантийные сроки на составные части одного изделия, например, на смеситель в целом — пять лет, на шланг — два, на кран-буксу — семь. Некоторые производители так и делают, снабжая гарантийные талоны множеством оговорок, сделанных мелким шрифтом. Но, во-первых, это некорректно по отношению к покупателю (поэтому в паспортах на изделия фирмы Варион нет отдельных, уменьшенных сроков гарантии на отдельные части смесителя). Во-вторых, если комплектующее изделие с меньшим сроком сломалось, а срок на сам товар еще не прошел, вы все равно можете потребовать соблюдения гарантийного срока. Если вам недостанет юридической грамотности для отстаивания своих прав, то можно прибегнуть к помощи какой-либо общественной организации. Важно отметить, что такие организации заинтересованы в «наказании» производителя:

Глава 1, ст. 13, п. 6

«Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам».

Проще всего будет обратиться в районное Общество по защите прав потребителей. Адреса есть в каждом магазине.



Тэги:

Возврат к списку

Наверх