Права потребителя — Часть 2
Кроме гарантийного срока, в законе введено ещё одно понятие — срок службы.
Глава 1, ст. 5, п. 1
«...срок службы — период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки»
Указывать срок службы — право производителя, а не обязанность, но, как указано в предыдущей ссылке на закон, производитель обязан обеспечивать потребителю возможность использования товара в течение срока службы. Что это значит? Смотрим в закон:
Глава 1, ст. 6
«...изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю».
То есть, если срок службы не установлен, ремонт и техническое обслуживание все равно должно предоставляться в течение 10 лет. Поэтому в паспортах Варион всегда указан срок службы, поэтому наши запчасти всегда можно купить, а если торгующая организация не хочет с ними возиться, то можно связаться со службой сервиса и найти способ получить деталь. Если же детали на замену нет, а срок службы не истек, мы меняем корпус в сборе, следуя требованиям закона.
Но это не всё. Изготовитель также несет ответственность за существенные недостатки в течение срока службы:
Глава 2, ст. 19. п. 6
«В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю... требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы».
Какие такие существенные недостатки? Смотрим в Преамбулу.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
«существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения».
То есть, даже если срок гарантии кончился, при выявлении существенного недостатка товара изготовитель несет за него ответственность и обязан бесплатно отремонтировать товар или заменить на новый в течение срока службы (или в течение 10 лет, если срок службы не установлен). Ремонт товара в течение срока службы не может быть сравним по стоимости с покупкой нового изделия.
Срок службы может быть любым, независимо от гарантийного срока, но для смесителей Варион он обычно гораздо больше него. Наши изделия спроектированы таким образом, что вышедшие из строя по окончании гарантии детали можно заменить, полностью восстановив работоспособность смесителя без несоразмерных расходов. (Разумеется, это касается серийных моделей с отработанным стандартным составом. Если в изделие входят нестандартные части, и оно находится в стадии «обкатки», то срок службы такого изделия может быть уменьшен.)
Срок службы проставляется в паспорте на изделие Варион в обязательном порядке.
И напоследок еще несколько «свойств» срока службы:
Глава 1, ст. 7, п. 2 (про обеспечение безопасности)
«Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы .... Если ... изготовитель не установил на товар срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю».
Глава 1, ст. 14. п. 3 (про возмещение вреда)
«Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего».
Глава 1, ст. 14, п. 4 (про ответственность за вред)
«Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров..., независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет».
То есть, если товар причинил вам ущерб, вы вправе требовать возмещения ущерба как от производителя, так и от продавца — как вам удобно.
Как видите, закон хорошо защищает вас. По мнению Национального союза защиты прав потребителей, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» — один из лучших российских законов, хоть и нуждается в некоторых изменениях в части требований к обязательной информации для потребителей, которой должны сопровождаться товары, находящиеся в продаже на территории России.
И помните: если вам недостает юридической грамотности для отстаивания своих прав, то вы можете прибегнуть к помощи какой-либо общественной организации (например, обратиться в районное Общество по защите прав потребителей). Они заинтересованы в «наказании» производителя, так как получают 50% суммы взысканного штрафа. Адреса есть в каждом магазине.